Цирковое искусство известно в мире с древних времен. Оно связано с трудовыми процессами, культовыми обрядами во время религиозных празднеств, народными гуляниями — батлейками, обязательными атрибутами которых была демонстрация силы, ловкости, смелости. Из этого в последствии и сформировалось то, что теперь стало цирковым искусством.
Первый «оседлый» цирк в Европе появился в XVIII веке (не считая древнеримского, где велись кровопролитные бои гладиаторов). В 1770 году англичанин Астлей построил круглое деревянное здание. Цирк предназначался для конной езды, а потому имел такую форму. Жанр определил и диаметр арены — 13 метров. Т.к. лошадь, бегущая по кругу меньшего диаметра неизбежно падает. В то время наездники были главными артистами в цирке. Чуть позже к ним присоединились акробаты и клоуны.
В России, вплоть до конца XIX века, господствовали итальянцы. Афиши пестрели именами Ченизелли, Феррони, Труцци. Основоположниками российского цирка стали братья Никитины. Все трое были не только прекрасными артистами, но и строителями. В 1873 году они открыли в Пензе первый русский цирк. И хотя сооружение было деревянным, это был большой прогресс.
В Беларуси же первое выступление профессионального цирка состоялось в балагане, развернутом в Троицком предместье Минска летом 1853 года. Это был австрийский цирк Карла Гинне. Сохранился текст афиши того времени: «Почтеннейшую публику приглашаем на грандиозное, весьма шумное и красивое зрелище мастеров всевозможных телодвижений. Среди них — смертельный трюк мадемуазель «X».
<В последующие годы в Минске эпизодически выступали во временных помещениях различные иностранные цирковые труппы. И только 16 ноября 1884 года (согласно рапорту помощника полицмейстера в Минское Губернское правление) в Минске был открыт первый в Беларуси стационарный деревянный цирк — «Цирк братьев Никитиных» на 800 мест, построенный Александром Бочаровым по заказу Петра Никитина. 17 ноября цирк был принят в эксплуатацию Минским Губернским правлением. В архивном фонде «Минское губернское правление» имеется постановление строительного правления от 2 октября 1884 г. о разрешении братьям Никитиным построить деревянный цирк в Минске на Соборной площади (ныне площадь Свободы) по приложенным планам. Здесь давали не только цирковые, но и театральные представления.
Однако место для таких «забав» было выбрано неудачно — по соседству с храмами. Здесь здание цирка простояло не долго, так как цирк возвышался над собором, что было недопустимо и вызывало недовольство духовенства и прихожан. Губернатор Чаплинский решил исправить положение. Правда, сделал это не сразу. В 1885-м в Минск на гастроли со своей программой приехал Сципионе Чинизелли, отец которого, Гаэтано, построил в 1876 — 1877 годах в Петербурге собственный каменный цирк. (К слову, к числу его завсегдатаев относился писатель Александр Куприн). Знаменитость упросила губернатора Чаплинского повременить с переносом единственного в городе цирка. Уступка Чинизелли была сделана, но в конце 1885 года здание с площади все же убрали. Сначала его разместили на Троицкой горе (недалеко от современного театра оперы и балета, место нынешней 2-ой городской больницы), а затем — на Комаровское поле.
В начале 1900-х годов цирк перебрался в Губернаторский сад. Здание находилось там, где сейчас стоит памятник Максиму Горькому.
Здесь выходили на манеж такие корифеи цирка, как Дуров, Никитины, Феррони, Танти. В конце XIX века часто устраивались в городе и шапито (разборные конструкции из легких мачт и натягиваемого на них брезента). По окончании сезона эти конструкции разбирали и увозили. В таком шатре, например, в 1890 году выступал французский цирк Хука. Его представления давались на углу улицы Подгорной и Игуменского тракта (современных улиц Карла Маркса и Свердлова).
В 1901 году новый стационарный цирк в городе выстроил антрепренер Девинье. Деревянное здание расположили на пересечении Петербургской и Коломенской улиц (теперь здесь — Михайловский сквер). Первыми на его манеж вышли артисты братья Труцци. Эта фамилия на минских афишных тумбах будет появляться и позже. Сыновья предприимчивого итальянского антрепренера Массимилиано Труцци держали цирки во многих городах России. У них выступали такие знаменитости, как Анатолий Дуров, Иван Поддубный, Заикин. Блестящими артистами были и сами представители известной цирковой фамилии. Так, «Минское слово» в 1911 году сообщало, что «Вильямс Труцци изумлял публику на своих чудных дрессированных лошадках». (Артист не оставил манежа и в советское время. Он скончался на арене ленинградского цирка в 1931 году. На кладбище своего хозяина отвезли верные лошадки.)
В городе начала XX века цирк был весьма популярен. Во многом его успех определяли самые веселые люди — клоуны. Вот что рассказывал очевидец об одном из их выступлений в минском цирке: «… Наконец, вышел клоун в роскошном костюме. Номер его был построен на разговоре. Говорил он с чуть заметным польским акцентом, очень красиво и очень громко. Никаких акробатических трюков в его номере не было. Начал он с громкого плача. К нему подошел шталмейстер (человек, осуществлявший в старом цирке руководство и контроль за работой конюхов, берейторов, шорников, кузнецов, ветеринарных врачей, проводивших уход за лошадьми, и ответственный за содержание и здоровье всех животных) и спросил его, о чем он плачет. Клоун: Как же мне не плакать, когда сегодня после продолжительной болезни моя теща… Шталмейстер: Умерла? Клоун: Нет. Выздоровела.
Диалог меняется. Клоун спрашивает, бывал ли шталмейстер в Москве и Петербурге, знаком ли он с тамошними барышнями, целовал ли он их и как они к этому относились? Шталмейстеру не приходилось бывать в этих городах, и тамошних барышень он не знает. Клоун рассказывает, что в Петербурге хорошенькие барышни плюют в лицо пристающим к ним молодым людям. В Москве барышни дают молодым людям по физиономии. И тех, и других он изображает. Когда же дело доходит до изображения минских барышень, клоун отходит к барьеру и говорит: «Дайте навести фасон». Имитирует модницу-барышню, красит губы, пудрится и спрашивает: — Знаете ли вы, какая разница между домом и минской барышней? — Нет. — Дом штукатурится раз в год, а минская барышня штукатурится пять раз в день».
Различные цирки, выступавшие в городе, конкурировали между собой. Для привлечения публики, например, делались ставки на популярную тогда «французскую борьбу». Сражения российских и иностранных богатырей проходили при аншлагах. Прибегали владельцы цирков и к другим способам заманить зрителя. Например, Девинье завел у себя лотерею, где по входным билетам можно было выиграть довольно дорогой приз. Конечно же, счастливчиками становились лишь единицы. К слову, этот же метод был применен в минском цирке и в 20-е годы. Но тогда на устроителя лотереи обрушили гнев местные газеты.
В 1930 году цирк реконструировали. На его базе в Городском саду (ныне парк им. Горького) был построен цирк-шапито на 1200 мест. Через пять лет его директором стал Борис Кабищер. Еще до войны заслуги Бориса Ефимовича получили высокую оценку государства. Он был удостоен звания заслуженного деятеля искусств БССР и награжден орденом «Знак Почета».
Цирк готовился открыть новый сезон 22 июня 1941 года. В Минск со своими джигитами приехал знаменитый наездник Али-бек Кантемиров. Экзотических морских львов привезла Ирина Сидоркина. Билеты раскупили моментально, прошла генеральная репетиция…
А в ночь с 23 на 24 июня во время налета фашистской авиации бомба попала в здание. Начался страшный пожар. Часть животных погибла. Артисты, ночевавшие в вагончиках, кинулись спасать животных. В безопасное место увели лошадей, а морских львов подогнали к Свислочи. Но они не пожелали идти в воду и повернули назад. В конце концов львов опутали маскировочной сетью, взятой у красноармейцев, и выпустили в реку. Дальнейшая судьба зверей неизвестна, но ходили слухи, что их видели в Днепре.
До прихода оккупантов артистов цирка вместе с семьями отправили в Москву. Об этом позаботился Борис Ефимович, раздобывший телеги. Опасная поездка, под бомбежками, заняла две недели. А из белокаменной эшелоном выехали в Омск, где уже 7 ноября 1941 года Белорусский цирк дал первое представление для воинов, уходящих на фронт.
- В 1946 году, вернувшийся из Сибири в Минск директор цирка Кабищер Борис Ефимович восстановил цирк на прежнем месте в парке Горького. Это был цирк-шапито на 1200 мест, подаренный Минску городом Орлом. Это было точно такое же деревянное здание, которое водрузили на новый фундамент. А в качестве гонорара в Орел отправили канистру лучшего хлебного самогона и сало в четыре пальца толщиной (неслыханная роскошь для послевоенного времени).
По окончании войны правительство СССР приняло решение о строительстве в стране 20 цирков, первый — в Минске. Из всех проектов предпочли работу архитектора Владимира Жукова. А с выбором площадки возникли проблемы. Поначалу власти решили строить цирк в Заводском районе. тогда — на окраине города. Сегодня — это район станции метро «Могилевская». И только благодаря усилиям друга Кабищера — знаменитой певицы Оперного театра Ларисы Помпеевны Александровской — решение изменили. Правда для этого ей пришлось проситься на прием к первому секретарю ЦК КПБ Николаю Патоличеву.
В 1952 году вышло Постановление Совета Министров СССР о строительстве стационарных зимних цирков в стране. Первый из них, отдавая дань вкладу белорусского народа в победу и восстановление народного хозяйства, решено было построить в Минске.
30 октября 1954 года работы по возведению цирка на 1668 мест начались на углу проспекта Сталина (сегодня — проспект Франциска Скорины (Независимости)) и улице Якуба Коласа (сегодня — Янки Купалы).
Строительством руководил Борис Кабищер. Он же оставался «у руля» старого цирка. Вся прибыль от представлений направлялась на нужды стройки. Помогали и другие республики. Например, еще до реконструкции в цирке можно увидеть бронзовые люстры. Их подарил в 1956-ом году московский электроламповый завод. Строительство завершилось в 1958 году.
К 40-летию БССР и компартии Белоруссии 31 января 1959 года был сдан в эксплуатацию первый в Белоруссии стационарный зимний цирк. Площадь его помещений — 7600 м кв. , объем 5700 м. куб. Цирк рассчитан для показа всех жанров: от водных феерий, до грандиозных воздушных номеров. В этом его отличительная особенность. Здание представляет историко-культурную ценность республиканского значения (2-я категория). Интересный объем здания — ротонда, завершенная куполом; главный фасад украшен многоколонным портиком коринфского ордера. На тот момент это был самый большой и красивый цирк в СССР.
Первая премьера состоялась 11 февраля 1959 года. Этот день и является днем рождения современного Белорусского цирка. Примечательно, что в первом представлении приняли участие Али-бек Кантемиров и Ирина Сидоркина. Когда состоялось открытие, был настоящий праздник. Все просто «кипели» от счастья. Акробат Бирюков у всех на глазах залез на крышу цирка, на самую маковку купола, и сделал там какую-то немыслимую акробатическую стойку.
К этому дню специально было приурочено создание Первого циркового белорусского коллектива. И первая программа нового цирка так и называлась «Белорусский цирковой коллектив». Художественный руководитель коллектива — Заслуженный артист БССР Е.Милаев. Главный режиссер — Заслуженный артист БССР З.Потехин, главный дирижер оркестра — Заслуженный артист БССР Б.Райский.
Год открытия цирка принес не только радость, но и горе. Во время одной из репетиций, сидя в зрительном зале, умер Кабищер. В память о Борисе Ефимовиче объявили двухнедельный траур. По единодушному решению коллектива сезон закрыли. Новый же начался в сентябре того же года. Вот почему 50-летие Белорусский государственный цирк отпраздновал в 2007 году (в мировой практике счет идет по сезонам).
Белорусский цирковой коллектив, созданный Борисом Кабищером, просуществовал пятнадцать лет. Борис Ефимович тщательно подбирал кадры со всего Союза. Первым художником была Анель Алексеевна Судакевич, оформившая премьерную программу. Впоследствии она уехала в Москву, где стала известным театральным художником. Первого дирижера нового цирка, Бориса Ипполитовича Райского, Кабищер пригласил из Иркутска. Отец Райского был священником, и в 1920 году, когда начались репрессии, семья выехала в Харбин. В 1949 году Борис Ипполитович вернулся на родину, но она приняла его недружелюбно. За время, проведенное в эмиграции, пришлось расплатиться двумя годами колонии. Затем Райский работал в цирках Иркутска, Москвы, Одессы. Кабищеру его порекомендовали маэстро Эдди Рознер, и Борис Ефимович не побоялся взять на работу «белоэмигранта». Райский был не только дирижером цирка, но и композитором, написавшим музыку для многих номеров. Впоследствии он возглавил оркестр белорусского радио и телевидения, где к нему пришла настоящая слава. Белорусский цирковой коллектив успешно работал в цирках страны до 1974 г. В разные года им руководили заслуженные артисты А.Шаг-Новожилов, К.Авьерино и Ю.Авьерино.
В настоящее время в Белорусском цирке ведется интенсивная работа по созданию второго белорусского циркового коллектива.
Директора Минского цирка
- С 1939 по 1959 г. — КАБИЩЕР Борис Ефимович (1910-1959 гг.)
- С 1959 по 1974 г. — Заслуженный деятель культуры БССР МАРУСАЛОВ Михаил Михайлович (1921-1981 гг.)
- С 1974 по 1984 г.г. — СМОЛЬСКИЙ Леонид Александрович
- С 1984 по 1996 г.г. — ПАШКЕВИЧ Иван Семенович
- С 1996 г. по июнь 2013 г. — БОНДАРЧУК Татьяна Николаевна
- С июня по декабрь 2013 г. — МЕДВЕДЕВ Сергей Владимирович
- С декабря 2013 г. по настоящее время — ШАБАН Владимир Анатольевич
В 1997 году Минский государственный цирк был переименован в Государственное зрелищное учреждение «Белорусский государственный цирк».
Отличительные особенности цирка:
1. Первый в СССР каменный стационар со зрительным залом на 1666 мест, построенный после Революции 1917г.
2. Единственный в СССР, эвакуированный с занятой немцами территории.
3. Единственный в Мире расположенный в центре столицы государства и на центральной улице (заслуга Народной артистки Александровской).
4. Приспособлен для показа всех цирковых жанров, а так же эстрады, спорта, содержания любых животных (в т.ч. — морских).
5. Среди 66 стационарных и 22 передвижных цирков СССР наш цирк считался самым чистым, уютным и комфортным для артистов и животных. Работа в цирке была высокой честью для любого артиста Союзгосцирка от Никулина и до выпускников цирковых училищ. Столь высокий рейтинг цирка сохранился и в наши дни.
В настоящее время цирк является постановочным. Впервые в истории «Белгосцирка» создан Первый национальный коллектив «Звезды Беларуси» авторский проект Т.Бондарчук, посвященной 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
«Белорусский государственный цирк» работает в двух направлениях:
— организовывает и проводит гастроли международных цирковых программ на манеже «Белгосцирка»;
— прокатывает первый белорусский коллектив «Звезды Беларуси» по странам ближнего и дальнего зарубежья.
Только за два последних года минчане и гости нашей столицы смогли посмотреть международные программы, участие в которых принимали артисты из Беларуси, России, Польши, Украины, Латвии. Венгрии, Болгарии, Кении, Китая, в т.ч. артисты Большого цирка Никулина на Цветном бульваре, Московского цирка на пр.Вернадского, Большого Варшавского цирка, Золотого цирка Пекина и др.
За это же время коллектив «Звезды Беларуси» и отдельные номера и аттракционы также гастролировали по странам ближнего и дальнего зарубежья.
Хочется отметить, что «Белгосцирк» является единственным цирком не только в Республике Беларусь, но и в странах СНГ, который продолжает проводить благотворительные спектакли для детей инвалидов БелАБДИ, детей объединения «Чернобыльский шлях», ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов, курсантов Суворовского училища, военнослужащих срочной службы и военнослужащих МЧС. Также во время гастролей в Украине был дан шефский спектакль для жителей и детей Беслана и Владикавказа, отдыхавших и находившихся на реабилитации в Крыму.
В ближайших планах «Белгосцирка» совершенствование и расширение международных связей, сотрудничество с международными коллективами, обмен цирковыми программами, а также развитие белорусского коллектива, создание новых программ и отдельных номеров, дополняя их трюковой частью. С достоинством и честью нести брэнд «Звезды Беларуси».
С сентября 2008 года Белорусский государственный цирк находился на реконструкции и вновь открыл свои двери для долгожданных зрителей в декабре 2010 года. Сначала в здании шли подготовительные работы для начала капитального ремонта. Затем началась реконструкция основного здания и возведения пристройки — нового корпуса, призванного расширить возможности будущего цирка. Здание изменилось до неузнаваемости. Вместо одного, стало 3 корпуса. Билетная служба перенесена в отдельный корпус. Построен репетиционный манеж в 6 этажей, позволяющий большему количеству артистов одновременно репетировать. В этом же здании расположилась кафе-столовая для сотрудников цирка, балетный зал на 300 кв. метров и полностью оборудованный пошивочный цех. Большинство мест общественного пользования перекочевало на цокольный этаж, который раньше был бомбоубежищем. Там теперь – туалеты, гардероб. На этаже с большими окнами, который раньше занимали голуби, также появился огромный зал. Созданы комфортные условия для четвероногих обитателей цирка. Для животных построены удобные стойла, лифт, даже гардеробные. Внутри здание тоже изменилось, хотя и сохранило классические элементы архитектуры. Появились нотки дворцового декора, много хрусталя,
бронзы, позолоченная лепнина, яркие ковры, росписи стен. На стенах – эффектные барельефы скульптора С.Бондаренко. Зрительный зал выдержан в изумрудно-зелёной палитре, появилось 3 VIP-ложи.
C 2013 года Белорусским государственным цирком руководит директор Владимир Анатольевич Шабан
Артистов в цирковом
коллективе
Человек посещают цирк
ежегодно
лет Белорусскому
государственному цирку
Вместимость зала
Состоялось первое
представление в цирке
Реконструкция и реставрация
за счет бюджета г.Минска
Проведение групповых экскурсий в закулисье цирка
Количество: до 25 человек
Стоимость: 200 BYN за группу
Понедельник-Пятница в 10:00, 12:00 и 14:00 (Запись на экскурсии в 2024 году закончена. Запись на вторую половину января 2025 года начнется со 2 декабря 2024 года) ЗАЯВКИ ОТПРАВЛЯТЬ (ПОСЛЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ) — minsk@circus.by, oo@circus.by
Контакты: +375 17 3645768 / Наталья Шовгур, пн-чт с 9:00 до 18:00, пт с 9:00 до 16:45, (обед — 13:00-14:00)
Экскурсии не проводятся во время представлений
Свадебная фотосессия в цирке
Фотосессия проводится в отсутствие представлений.
Время предварительно согласовывается по телефону — +375172700306
Сделайте яркими лучшие моменты Вашей жизни!
Служба Яндекс.Рефераты предназначена для студентов.
Служба Яндекс.Рефераты предназначена для студентов и школьников, дизайнеров и журналистов, создателей научных заявок и отчетов — для всех, кто относится к тексту, как к количеству знаков.
Предназначена для студентов и школьников, дизайнеров и журналистов, создателей научных заявок и отчетов — для всех, кто относится к тексту, как к количеству знаков.